ПРОФИ-цитата: Лев Гумилев про этносы и пассионарные толчки

Этногенез, Лев Гумилев
Знаменитый трактат «Этногенез и биосфера Земли» – масштабная, очень грамотно методически написанная работа историка, географа и философа Льва Гумилева, о проблеме возникновения и взаимоотношений этносов на Земле. Очень сильная и не простая, как по мне, книга. Здесь и мощнейшая доказательная база, и обоснования, и сомнения, и дискуссии, и, самое главное, эмоции ученого, который тщательно исследовал динамику движения народов. Лев Гумилев раскрывает в этой книге основные положения разработанной им теории этногенеза и учение о пассионарности.
Книга-медитация на расширение, книга-балкон, с которого можно посмотреть на историю развития человечества под очень новым и интересным углом.
· История – это изучение процессов, протекающих во времени, но что такое время, не знает никто. В этом нет ничего удивительного. Вероятно, рыбы не знают, что такое вода, потому что им не с чем ее сравнить. А когда они попадают на воздух, то у них не остается времени, чтобы воспользоваться сравнением воздуха с водой.
· Любой коллектив ограничивает свободу каждого из своих членов необходимостью считаться с другими членами порознь и с интересами коллектива в целом.
· Биосфера, согласно учению В. И. Вернадского, – это не только пленка “живого вещества” на поверхности планеты, но и все продукты ее жизнедеятельности за геологическое время: почвы, осадочные и метаморфические породы и свободный кислород воздуха. Мы ходим по трупам наших предков; мы дышим жизнью тех, кто давным-давно умер, и мы сами войдем в эту стихию, чтобы нами дышали наши потомки. “Все живое представляет непрерывно изменяющуюся совокупность организмов, между собою связанных и подверженных эволюционному процессу в течение геологического времени. Это динамическое равновесие, стремящееся с ходом времени перейти в статическое равновесие…
· В замкнутой системе энтропия непрерывно увеличивается. Следовательно, организм (или система организмов – этнос. – Л. Г.) должен систематически удалять накапливающуюся энтропию. Поэтому живое вещество должно постоянно обмениваться с окружающей средой энергией и энтропией. Этот обмен регулируется управляющими системами, использующими для этого запасы информации. Совершенно невероятно, чтобы запасы информации возникали в организме или системе самопроизвольно. Следовательно, они передаются по наследству.
· Общественное развитие человечества прогрессивно, этносы же обречены на исчезновение.
· Глупость – такой же источник людских несчастий, как и злая воля. Даже, может быть, иногда глупость хуже, потому что она требует для себя права на безответственность: “Я, мол, так думал, значит, я не виноват”.
· Самое опасное – это даже не ошибка, а отсутствие постановки вопроса там, где его необходимо поставить.
· В фазе этнической инерции способность к расширению ареала снижается, и наступает пора воздействий на ландшафты собственной страны. Растет техносфера, т.е. количество нужных и ненужных зданий, изделий, памятников, утвари – разумеется, за счет природных ресурсов.
· Но там, где природные материалы заключены в оковы строгих форм, саморазвитие прекращается, заменяясь медленным, но неуклонным разрушением, которое часто бывает необратимым. Такие руины нужны только археологам. Они исследуют следы не растущих, а гаснущих этносов, оставивших векам черепки посуды из обожженной глины, фрагменты вавилонских табличек с клинописью, пирамиды и баальбекскую платформу, руины средневековых замков и храмов древних майя в джунглях Юкатана.
· Пассионарии – особи, пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения.
· В каждом оригинальном и прекрасном творении искусства, философии или литературы содержится комбинация из трех элементов: ремесленной работы, мысли и пассионарности художника, “перелившего” часть своей энергии в свое произведение.
· Рожденное живет и умирает, а сделанное переживает своих создателей, и тех, для кого оно было сделано, и их наследников, ибо косное вещество, заключенное в форму, – вневременно. В нем время отделено от пространства. Оно – памятник того, что ушло; оно – след минувшей жизни. Но ведь люди живут на Земле не для того, чтобы создавать памятники для будущих археологов. Не так ли?
С пожеланиями новых, наполненных любовью к жизни, идей,
Станислава Стефановская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *