ПРОФИ-цитата: Карл Густав Юнг о познании и современном человеке

ПРОФИ-цитата: Карл Густав Юнг о познании и современном человеке
Завершая цикл из трех подборок цитат из книги Карла Густава Юнга “Архетип и символ” и начиная новую неделю. Желаем вам вдохновения читать и познавать новое!
· Всеобщей иллюзией является вера в то, что наше сегодняшнее знание – это все, что мы можем знать вообще.
· Бок о бок со скептицизмом и научным убеждением продолжают существовать старомодные предрассудки, отжившие стереотипы мысли и чувства, упрямое недопонимание и слепое невежество.
· Пустое дело пользоваться словами, если не знаешь, что за ними стоит.
· Благоразумный избегает опасности, но тем самым теряет и то благо, добиться которого невозможно без смелости и риска.
· Без рефлексии нет и опыта, поскольку “опыт” представляет собой процесс ассимиляции, без которого невозможно понимание происходящего.
· Большинство людей считает себя очень сведущими в психологии по одной простой причине: психология для них сводится к тому, что они сами о себе знают.
· Подлинная история развития человеческого сознания хранится не в ученых книгах, она хранится в психической организации каждого из нас.
· Непосредственная жизнь всегда индивидуальна, ибо бег жизни индивидуален; все, что связано с индивидом, уникально, преходяще, несовершенно.
· Человек может претерпеть тяжелейшие испытания, если он видит в них смысл. Вся трудность заключается в создании этого смысла. Таковым должно быть естественным образом возникшее убеждение, а самые убедительные изобретения человека – дешевые поделки, которые неубедительны в сравнении с его желаниями и страхами.
· Современный человек – или, повторим это вновь, человек непосредственного настоящего – встречается достаточно редко, ибо он должен быть в высшей степени сознательным. Ведь существовать целиком в настоящем означает полностью осознавать свое существование, что требует максимальной интенсивности и экстенсивности сознания, минимума бессознательного. Нужно ясно понять, что простой факт жизни в настоящем не делает человека современным, ибо тогда любого ныне живущего можно было бы считать таковым. Современен лишь тот, кто полностью осознаёт настоящее. Достигший сознания настоящего человек одинок.
· Скептицизм современного человека охладил энтузиазм к политике и мировым реформам; более того, скептицизм представляет собой наихудшее основание для беспрепятственного перетекания психической энергии во внешний мир – так же как сомнение в моральности друга причиняет ущерб нашим взаимоотношениям и затрудняет их развитие. Скептицизм отбрасывает современного человека к самому себе, энергия течет к своему истоку, столкновения и водовороты выносят на поверхность те психические содержания, которые имелись во все времена, но лежали, прикрытые илом, на дне, пока ничто не препятствовало течению. Насколько иным представлялся мир средневековому человеку!
· Любое хорошее качество имеет и свою дурную сторону, ничто хорошее не приходило в мир, не произведя при этом соответствующего ему зла. Этот болезненный факт делает иллюзорным чувство приподнятости, столь часто сопровождающее сознание современности, – чувство того, что мы являемся кульминацией всей истории человечества, исполнением и завершением бесчисленных поколений. В лучшем случае это будет и горделивым признанием собственной нищеты: мы представляем собой также крушение надежд и ожиданий прошедших веков.
· Пройдя свой путь исторического развития, европеец настолько удалился от своих корней, что ум его в конце концов раскололся на веру и знание; подобно тому, как всякое психологическое преувеличение всегда разрывается на внутренне ему присущие противоположности. Европейцу нужно возвращаться не к Природе – на манер Руссо, – а к своей собственной натуре. Он должен заново открыть в себе естественного человека.
· Сущность сознания есть различение; оно должно, ради осознанности, разрывать противоположности, ибо каждый акт осознания есть акт творения, и от этого психологического опыта происходят многоразличные космогонические символы.
· Любая человеческая истина – предпоследняя.
· Харизму нельзя получить ни искусством, ни хитростью, в которую можно только врасти и появление и ход которой можно только претерпевать.
· Добро и зло суть в конечном счете не что иное как идеальные продления и абстракции поступков, и оба принадлежат к светло-темной проявленности жизни. Ведь в конечном счете нет добра, из которого бы не могло выйти зла, и зла, из которого не могло бы выйти добра.
· Нет вещи вредней и опасней для непосредственного переживания, чем познание.
В Заметке использованы работы корейского художника Джунго Ли (Jungho Lee), победителя в конкурсе World Illustration Awards 2016.
С пожеланием удовольствия от знакомства с богатством мировой литературы, Станислава Стефановская, тренер #ПРОФИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *