Интервью с Татьяной Жмурко о творчестве Юрия Соломко

Юрий Соломко

9 октября в рамках проекта курс лекций Исследовательской платформы PinchukArtCentre, посвященный украинскому современному искусству «Академия в семь», состоялась лекция искусствоведа Татьяны Жмурко о художнике Юрии Соломко, участнике легендарного сквота на ул. Парижской Коммуны в Киеве. Art Ukraine пообщался с лектором о карте как символе современности, фотоэкспериментах Соломко и его уникальном методе выражения феномена национальной идентичности.

 

Как возникла идея лекции?

Данная лекция является очередной из цикла “Академия в семь”, инициированного Исследовательской платформой PinchukArtCentre, посвященная украинскому современному искусству.  «Платформа» существует уже несколько лет. Мы занимаемся исследованиями и создаем архив украинского искусства от начала 1980-х до настоящего времени. Пока что мы на этапе 1990-х. Делаем профайлы художников, пишем статьи, организовываем выставки и читаем лекции на основании результатов наших исследований. С начала этого года мы запустили формат «Академия в семь», где делимся результатами наших исследований с широкой аудиторией.

 

Почему предметом доклада выбрано именно творчество Юрия Соломко?

Мы последовательны в своих поисках. Сейчас наши лекции посвящены художникам круга “Парижской коммуны”, к которому и принадлежал Юрий Соломко. Для нашего архива Паркоммуна  –   это одно из наиболее исследованных, если вообще справедливо так говорить, явлений. В 2016 году мы сделали выставку «Паркоммуна. Место. Сообщество. Явление» (кураторы Татьяна Кочубинская и Ксения Малых) и в 2017 издали одноименную книгу.

 

Могли бы охарактеризовать основные этапы в творчестве Юрия Соломко?

Я бы сказала, что первый этап Юрия Соломко связан с участием в сквоте «Парижская коммуна». Как и для многих других художников, которые начинали работать в конце 1980-х – начале 1990-х, для Юрия Соломко были характерны поиски своего художественного языка, собственного стиля. Художники понимали, что работать в жанре соцреалистической картины уже невозможно – скучно и неинтересно, и нужно что-то искать. Но они все еще оставались привязаны к холсту и экспериментировали в рамках этого формата. Поиски происходили через обращение к украинскому барокко, активное цитирование образов из истории искусства и мифологии. Это были живописные экспрессивные работы, с использованием ярких красок, сложных замысловатых символов. Второй период – собственно нахождение своего языка – работа с картами. Это этап эксперимента с материалом, создание первых пространственных работ, появление которых связано с желанием выйти за пределы плоскости. Потому что карта – это ready made (готовый продукт), на который Соломко наносит свои живописные “проекции”. Этот этап продлился до середины 90-х годов. С середины 90-х Юрий уезжает в Европу на различные резиденции, и в это время у него появляются эксперименты в фотографическом поле. Я бы назвала это третьим этапом его творчества. Тут можно отметить очень интересные проекты «Планеты Земля», «Motherland», «Регенерация», где человеческое тело, часто искалеченное, уподобляется телу Земли, тоже искалеченному экологическими катастрофами, накладывая эти два образа, художник создает какую-то абсолютно новую реальность. В конце 2000-х у Юрия появляются интересные проекты «Натурпродукт» и позже «Без ГМО», где заметно возвращение к живописи, в таком фотореалистическом, гиперреалистическом ключе. Художник изображает консервацию, натуральные продукты и, на первый взгляд, здесь есть отход от его основной темы геополитики. Хотя на самом деле, он продолжает свою тему, просто уже в ином ракурсе, словно задавая вопрос, а есть ли еще что-то натуральное в современном глобализированном мире?

Зображення: artukraine.com.ua

 

Почему, на ваш взгляд, лейтмотивом его художественного наследия является именно тема геополитики?

Я думаю, для поколения «эпохи перемен», для свидетелей развала СССР, это вопрошание «Что будет дальше на этой территории? Как изменятся границы карты?». Потеря Украиной Крыма, вероятно, только подстегивает продолжать изучение этой острой темы через художественный образ и найденный в 90-х авторский стиль.

 

Какие эстетические доминанты в его практике могли бы выделить?

Наверное, классическую традицию, основанную на античности, на которую опирается художник. Даже если посмотреть, к примеру, на серию работ «Регенерация», где мы видим искалеченную девушку без ног, мы можем быть шокированы, задеты, но это проект о красоте.

 

Какую роль Соломко сыграл в знаменитом сквоте Парижской коммуны?

Сложно ответить точно, кто какую роль играл. Я думаю, что между художниками Парижской коммуны был своего рода паритет. Все варились в одном общем котле. Изучая работы этих художников, сложно выделить «первых» или «лучших». Не просто сказать, кто на кого влиял. На мой взгляд, это был общий обмен идеями, проработка волнующих тем и экспериментирование.

 

Можно ли утверждать, что смелость работ Соломко – это попытка показать украинскую идентичность через глобальный и одновременно с этим ироничный взгляд на современную геополитическую ситуацию?

Да, мне кажется, что это вполне справедливо! Юрий Соломко очень интуитивный и чувственный художник. Многие его работы действительно пронизаны иронией над современными украинскими мифами, которые существуют в обществе, стереотипами восприятия конфликта между Украиной и Россией. Он зачастую использует узнаваемые сюжеты и выстраивает на этом особый нарратив.

 

«Условность границ на картах-холстах и использование мифологических символов в работах Юрия Соломко» о чем это?

Возможно, Юрий хочет сказать нам о том, что процесс постоянной смены границ карты и рельефов местности очень стабилен в своем изменении. Мне кажется, что Соломко берет карту как нечто отстраненное, бездушное, как просто сухую прорисованную символическую схему и накладывает на неё чувственный живописный мифологический слой. Сталкивая и соединяя эти две поверхности – холодную и телесную, теплую – он и создает свое многослойное новое измерение.

 

Татьяна Жмурко – искусствовед, старший научный сотрудник отдела 20 – нач. 21 столетия Национального художественного музея Украины, участница Исследовательской платформы PinchukArtCentre.

Автор – Станислава Стефановская

Опубликовано – tatyana-zhmurko-o-tvorchestve-yuriya-solomko

15.10.2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *