Цитаты Лао Цзы из “Дао Де Дзин”

Стефановская Станислава

Вызывает огромный восторг и трепетный страх, что мысли, написанные много веков назад актуальны сейчас. Снова и снова…

  • Рождаются, но не пребывают, действуют, но не надеются на других, добиваясь успеха, не останавливаются на этом. Ведь только тот, кто не останавливается, ничего не теряет.
  • Видеть – не значит просто смотреть, это значит пребывать в покое, слившись с окружающим. Внимать звукам – не значит просто слушать, это значит быть безмолвным и пустым. Соблюдать умеренность – это не значит ограничивать себя подобно скряге, но значит осуществлять это постепенно, как бы в тайне от себя самого.
  • Когда в семье не ладят между собой, тогда и появляются “сыновняя любовь” и “почтительность к старшим”. Когда в государстве беспорядок и смута, тогда и появляются преданные слуги.
  • Доказывающий не знает, знающий не доказывает.
  • Тот, кто лишь пытается начать, никогда не начнет. Тот, кто слишком торопится, ничего не достигнет. Тот, кто виден всем, не может быть ясным. Тот, кто считает себя правым, не может стать лучше. Тот, кто заставляет себя, не достигнет успеха. Тот, кто жалеет себя, не может совершенствоваться.
  • И потому тот, кто стремится улучшить жизнь людей, не может быть им хорошим наставником; тот, кто не стремится оказать благодеяние людям, тем легче может помочь им. Не цени высоко свои наставления, не дорожи тем, что имеешь, ведь знание – это великое заблуждение.
  • Что ближе: название или сущность? Что дороже: сама вещь или ее цена? Кто тревожится больше: тот, кто стремится урвать, или тот, кто не боится потерять? Воистину, чем сильнее любишь, тем больше тратишь, чем сильнее прячешь, тем больше теряешь. Знающий меру не узнает позора, умеющий вовремя остановиться не попадет в беду, но сможет благодаря этому достичь постоянного, вечного.
  • Воистину, лишь вникая в себя, познаешь себя, лишь живя всей семьей, познаешь, что это такое, лишь в деревне можно изучить ее нравы, лишь наблюдая за страной, начнешь разбираться в ее делах, лишь созерцая мир, можно в нем что-то узреть.
  • Что же нужно для того, чтоб познать мир? То, что окружает тебя.
  • Великая держава не слишком стремится к тому, чтобы еще и заботиться о людях. Малая держава не слишком стремится к тому, чтобы самой служить людям.
  • То, что находится в равновесии, легко удержать, то, что еще не определилось, легко принимает любую форму. Тонкое и прозрачное легко растворяется, малое и незаметное легко проникает повсюду. Осуществляй то, чего еще нет, управляй тем, что еще не противится. Дерево толщиной в обхват вырастает из крохотного зернышка. Башня в девять этажей вырастает из груды земли. Путь длиной в тысячу ли начинается у тебя под ногами.
  • Благодаря чему реки и моря могут быть повелителями низин? Они с легкостью стекают вниз, потому и могут быть повелителями низин. Поэтому тот, кто хочет стать выше других, должен уметь становиться ниже. Тот, кто хочет стать во главе, должен уметь пропускать вперед других. Вот почему мудрый неустанно движется вверх, а люди им не тяготятся. Он неустанно продвигается вперед, а люди ему не завидуют. Он с радостью вкушает все, что есть в этом мире, и не пресыщается. Он не борется с тем, что есть, и потому никто в целом мире не сможет заставить его действовать вопреки своей воле.
  • Тот, кто сегодня оставляет любовь ради войны, кто отвергает умеренность ради пышного изобилия, кто отказывается быть повелителем ради того, чтобы быть самым главным, непременно погибнет! Но тот, кто исполнен любви, сражается – и побеждает, обретая контроль над своими чувствами, становится крепче. Небо содействует ему, заботясь о нем с терпением и любовью.
  • Истинный воин не воинственен, умеющий сражаться не жесток. Способный одолеть равного не противостоит ему прямо, умеющий использовать других всегда готов уступить. Вот что называется не бороться с тем, что выше тебя.
  • Постигающий неизведанное растет, незнающий очевидного увядает. Только тот, кто устал горевать и томиться духом, может избавиться от болезней и неудач. Мудрый не беспокоится ни о чем, поскольку он устал беспокоиться, и потому он не страдает от несчастий и бед.
  • Тот, кто становится отважным, теряя голову, непременно погибнет. Тот, кто действует бесстрашно, не теряя головы, сохранит свою жизнь.
  • Глядя на людей, можно подумать, что они все время голодны, поскольку превыше всего они стремятся к накоплению и умножению своих запасов, потому и не могут насытиться. Люди с трудом поддаются изменению, поскольку превыше всего они ставят то, что имеет резон, потому и трудно им измениться. Люди без труда умирают, поскольку превыше всего заботятся о сохранении жизни и благополучия, потому и не могут противиться смерти. Ведь только тот, кто освободился от стремления к сохранению жизни, знает ей цену.
  • Человек, появляясь на свет, мягок и податлив, а когда умирает – негибок и тверд. Все живые твари, деревья и травы, когда рождаются, податливы и нежны, а когда умирают, становятся сухими и ломкими. И потому тот, кто мягок и податлив, идет дорогой жизни, тот, кто негибок и тверд, идет дорогой смерти. Вот почему воин, неустрашимо рвущийся в бой, найдет свою гибель. Дерево, высокое и крепкое, найдет свой топор. То, что идет вниз – это твердое и крепкое, то, что растет вверх – это мягкое и податливое.
  • Вот почему мудрый действует, но не надеется на других, достигая успеха, не останавливается на этом.
  • Во всем мире нет ничего более мягкого и податливого, чем вода, но она точит твердое и крепкое. Никто не может ее одолеть, хотя любой может ее потеснить. Податливое побеждает крепкое, мягкое одолевает твердое, – все это знают, но никто не осмеливается действовать так. Вот почему мудрый ограничивается следующими словами: “Принять на себя всю грязь Поднебесной – вот что значит занять трон государя. Принять на себя все несчастья страны – вот что значит быть правителем Поднебесной”.
  • Всеобщее согласие – величайшее зло, ведь обязательно останутся затаенные обиды, и можно ли это считать истинным благом? Вот почему мудрый придерживается собственных правил и не отвечает за других. Обладающий силой живет по особым правилам, а те, у кого ее нет, живут как придется.
  • В худой стране и народ-то убогий. Стараются нажить себе побольше вещей, а пользоваться ими уже времени нет. Гнетет их страх смерти, страшатся они любых перемен. Хоть и имеют лодки и экипажи, да некому в них ездить. Хоть и есть у них войска и оружие, да некому привести их в порядок. Сами же только и мечтают о былом, что хорошо бы вновь всем вернуться к завязыванию узелков на веревке вместо письма. По мне, лучше жить, довольствуясь той пищей, что есть, и одеждой, в которую одет. И чтобы дом твой дарил тебе мир и покой, а самые обыденные дела приносили радость. Чтобы соседние земли были обращены лицом друг к другу, и можно бы было слушать друг у друга лай собак и пение петухов. Чтобы люди умирали, дожив до преклонных лет, и уходили отсюда с тем, чтобы уже не возвратиться.
  • Подлинные речи не изящны, Изящные речи не верны. Хороший человек не станет спорить, слова того, кто любит спорить – пустые слова. Знающий не тот, кто много знает, тот, кто много знает, тот не знает. Мудрый не стремится к заслугам, поскольку лишь тот, кто имеет силу, может давать ее другим. Только достигший полноты и неисчерпаемости, может содействовать другому.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *