Корпоративная ритуальная магия

Корпоративная ритуальная магия

Атор – Станислава Стефановская, Директор по персоналу в ресторанах Геннадия Медведева Grill do Brasil, Star Burger, Noodle Doodle, коуч, тренер в БШ «PROFI Space».

Опубликовано в журнале «Ресторатор», март 2017 года


Если вы озадачены вопросом подбора хорошего персонала или не знаете, как удерживать сотрудников, тогда эта статья для вас. Да-да, не удивляйтесь, пожалуйста. Ни в коем случае не преуменьшая значимость темы подбора и мотивации персонала, хочется сделать официальное заявление: начинать нужно с начала. То есть – с создания корпоративной культуры, особого «вкусного» пространства и внедрения специальных, магически действующих на персонал, ритуалов.

Когда речь идет про корпоративную культуру то, с одной стороны, она как тот суслик на рисунке в известном анекдоте: «Видишь суслика? Нет. А он там есть!». То есть все о ней говорят, понимают ее важность в вопросах управления персоналом, но мало кто ее видел. С другой же стороны, тема формирования внутренней культуры компании настолько важна, интересна, самобытна и многогранна, что не вовлечься в ее развитие, после того как почувствовал первые плоды, уже очень сложно. Так что, главное – начать. И, безусловно, продолжать!

Корпоративная ритуальная магия

Корпоративная культура (далее – КК) – это не просто формальное распоряжение по компании, в котором описано как жить и что делать/не делать. Написал. И на века! КК – динамически развивающаяся система. Она требует внимания и поддержки со стороны заинтересованных лиц: собственника, учредителя, директора компании. Без этого, как и любая система, КК подвергается третьему закону термодинамики – энтропии*, то есть, другими словами – разрушению.

Опуская в данной статье этапы и тонкости создания, внедрения и поддержания внутренней культуры компании, хотелось бы, введя основные категории, остановиться на некоторых важных магических ритуалах. Итак!

Словарь терминов:

Культура — от лат. «возделывание», придание формы. Латинское слово «cultura» вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века. Культура — это совокупность социально приобретенных, передаваемых из поколения в поколение значимых  ценностей, ритуалов, обычаев, идей, традиций, сценариев и форм поведения. Благодаря культуре люди организовывают свою жизнедеятельность и ощущают свою идентичность. Источником происхождения культуры принято считать человеческую деятельность, развитие социума, познание и творчество как отдельных людей, так и целых групп.

Корпоративная культура – сложный комплекс ценностей, стереотипов, форм поведения, правил и табу, принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки общения. Также корпоративную культуру можно охарактеризовать как систему отношений, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию. Считается, что впервые термин «корпоративная культура» появился в XIX веке. Он был сформулирован и применён немецким фельдмаршалом Мольтке, который применял его, в отношении офицерской среды. Уже тогда управленцы понимали, что взаимоотношения между группой людей регулируются не только официальными законами и уставами, но и неформальными атрибутами, например, дуэлями. Результат же дуэли — сабельный шрам — являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской культуре. Правила поведения внутри профессиональных сообществ ещё в средневековых гильдиях имели огромное значение. Их соблюдение давало право быть частью данной группы людей, а за нарушение этих правил могли исключать из сообщества.

Корпоративная ритуальная магия – это регулярно воспроизводящаяся последовательность действий (с небольшими изменениями, но сохранением главных составляющих – то есть нейминга компании, ценностей, правил поведения и т.д.) с эмоциональным воздействием на ее участников и изменением их психологического состояния.

К основным магическим ритуалам корпоративной культуры относятся события/мероприятия, которые нужно тщательно продумать в рамках стратегии развития бизнеса, создать и корректно реализовать. Каждый ритуал должен соответствовать конкретной, заранее определенной цели. Это своего рода ивент-функция собственника/руководителя/HR, значимость которой, к сожалению, порой недооценивают.

Корпоративная ритуальная магияВот некоторые, но далеко не все, примеры корпоративных магических ритуалов.

  • Празднование Нового года

В период нового года сама атмосфера в любом культурном пространстве напоминает нам о том, что пора:

1) подвести итоги,

2) спланировать новые цели,

3) отдать долги,

4) поблагодарить,

5) завершить незавершенное,

6) быть вместе.

Все эти моменты как нельзя лучше способствуют совместному времяпрепровождению. Гораздо проще на общей волне веселья и праздника собрать и организовать людей на корпоратив, чем делать это неожиданно, без повода и без особого смысла. Также, что немаловажно, люди просто привыкли к новогодним корпоративам. А молодое поколение, зачастую, именно по этому критерию (а не, например, по финансовому), оценивает успешность или скучность компании в целом.

  • День компании

Идеально, если день компании выпадает на летний период. Тогда вы автоматически обеспечиваете наличие двух важных событий в жизни компании: празднование нового года и дня компании. А это позволяет два раза в год «взбодрить» персонал, задав ритм и направление работы. Любые ритуалы объединения, восхваления и благодарения очень хорошо воспринимаются персоналом, а порой и позволяют пережить новый ценный опыт. Так, например, ощущение синергии или единства, которое участники переживают в процессе мистерии, разыгранной в честь праздника, в будущем может выступить в качестве «клея», удерживающего сотрудника от смены работы.

  • Барометр-встречи

Барометр — прибор для измерения атмосферного давления. Барометр-встречи — небольшие микро-корпоративы раз в квартал/месяц, измеряющие эмоционально-психологический климат в коллективе. Барометр-встречи позволяют снять напряжение, сменить модальность общения, внести нотки развития или просто веселья в рутинную жизнь персонала. Например, ненавязчивая конструктивная обратная связь от руководителя в процессе встречи, мастер-класс, тематический тренинг, квест, игра в мафию, поход в кино, театр, балет, пейнт-бол или даже просто посещение ближайшего кафе может стать доброй и важной традицией для ваших сотрудников. Каждый человек всю жизнь находится в поиске своей идентичности. Так вот участие в общем мероприятии, совместно съеденная еда и яркие совместно пережитые эмоции, могут способствовать тому, что сотрудник начнет искренне идентифицировать себя с благожелательно настроенным к нему пространством, то есть, с вашей компанией. А значит, не захочет ей вредить или покидать ее.

  • Профессиональные праздники

Чем не повод отдать дань уважения сотрудникам, выбравшим путь развития в ресторанном бизнесе? Неожиданно, нестандартно и очень приятно. Ведь один из самых больших страхов сотрудников – это ощущение себя ресурсом, который «жестокие» собственники эксплуатируют себе во благо, «ресурсу» в ущерб. Опровергните же это! Уважьте ваш персонал, подчеркните их профессионализм, поблагодарите за нелегкий труд, скажите им доброе слово и поощрите.

6 февраля – Международный день бармена и официанта.

17 мая — Международный ресторанный день.

16 октября — Международный день босса.

20 октября – Международный день повара.

10 ноября – Международный день бухгалтера.

Ритуальная корпоративная магия в XXI веке – это не прокалывание куклы вуду и не шаманские танцы вокруг костра в трансовом состоянии. Это комплекс мероприятий, грамотно продуманных регулярных действий, необходимых ресторану/кафе для успешного развития и эффективного управления персоналом. Хотя можно попробовать и танцы вокруг костра. Кто знает, может для ваших целей и в вашем исполнении, этот вариант отлично сработает )))

С заботой о персонале, с уважением к собственникам бизнеса!

*Энтропия – (от греч. entropia поворот, превращение) мера внутренней неупорядоченности информационной системы. Энтропия увеличивается при хаотическом распределении информационных ресурсов и уменьшается при их упорядочении.


АНЕКДОТ про корпоративную культуру :)

В холодильнике на полке лежит десяток куриных яиц в ряд. Первый толкает локтем второго:
— Не нравится мне этот десятый! Ну, никакой корпоративной культуры. Он явно не наш! На панка похож! Вот точно нарывается! Ты передай этому наглецу, что мы — команда и такого не потерпим!
Второй — третьему:
— Тут первый просил передать, что десятый не вписывается в нашу команду. Мы все, как один, один за всех и все за одного! А он – слишком много о себе мнит!
Третий — четвертому, четвертый — пятому, пятый — шестому, шестой — седьмому, седьмой — восьмому. Уже все на взводе!
Восьмой — девятому:
— Коллега, ты передай этому десятому, что мы вместе должны быть! А не выпендриваться тут!
Девятый — десятому, под локоток:
— Знаешь что, милейший… Не вписываешься ты в наш коллектив. У нас тут корпоративный дух, ценности общие, правила… Мы — одна семья, мы команда! Мы вместе должны быть, а ты…
Десятый:
— Сколько! Можно! Повторять! Я КИВИ, КИВИ Я, КИВИИИИ!


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *